Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 2» «Территория детства»

Полысаевский городской округ

Пятница, 03.05.2024, 17:12
Приветствую Вас, Гость

Консультация "Воспитатель - творческая профессия" составитель Т.Г.Ветрова
11.11.2011, 10:24

   Работа воспитателя или педагога ДОУ – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

   Прежде чем приступить к творческому воспитанию как таковому, нужно усвоить несколько советов и запретов, помогающих в работе.

   Попробуем разобраться, что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога ДО.

   Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно проводить в виде театрализованного представления и циркового аттракциона. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Поэтому нужно быть готовыми к участию в игре и уметь ее организовать.

«Использование в работе  методов «превращения» детей.

    Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения».

   Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни и т.п. постарайтесь осуществить необходимое превращение как можно ближе к теме вашего занятия. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова- заклинания для подобного превращения, лучше всего, они будут зарифмованы, чтобы легче произносить.

  Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т.д. чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают превращения в умных мальчиков и девочек, художников, артистов, либо ученых.

  Еще один способ настроить ребят на нужный лад- начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, будильник, дудочку, «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

  Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов,  новой методики. Не пытайтесь «объять необъятное», выберите себе то, что вам нравится, что близко, что, может быть, напоминает ваше детство. Творчески можно обращаться только с теми занятиями, которые   прочно вошли в ваш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой.  Обилие различных методик тоже недопустимо, потому что дети, чтобы понимать вас и приносимую вами информацию, должны привыкнуть к вашей методике. В противном случае вы просто утратите внимание детей или они запутаются и перестанут воспринимать ваши объяснения. Такое непонимание бывает даже у детей школьного возраста, если случается, что взамен педагог, к которому они привыкли, приходит другой.

Индивидуальный  принцип оценивания детских работ.

Очень помогает в проведении занятий с детьми большой запас учебного материала. Тогда дети, выполняя то или иное задание, будут иметь возможность выбора цвета, формы, количества и набор элементов. Во-первых, это развивает самостоятельность мышления, во- вторых, ускоряет процесс обучения при выполнении задания.

 Нужно знакомить родителей  с произведениями творчества их детей. Для этого нужно сделать специальный стенд, планшет и т.д., куда легко и быстро можно вставлять детские работы. Сначала можно выставлять все, что удалось сделать, постепенно вводя оценочный критерий. Потом выставлять только то, что заслуживает поощрения, чтобы желание быть увиденным всеми вызывало чувство гордости у ребенка.

  Но будьте осторожны, чтобы не получилось так, что одни и те же дети являются участниками выставок, а для других это- «несбыточная мечта». Все родители хотят видеть своего ребенка в «лидерах», поэтому оценивать работы нужно не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Вот тут нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку свои, особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения либо участие в другом виде творчества.

«Игры в слово-творчество»

Чтобы расширить лексический запас, полезно проводить игры в «словотворчество» с детьми в группе. Такая игра может длиться 10-15 минут до или после занятия либо вместо него, потому что сама по себе интересна и способствует развитию детей.

Например, у вас в руках лимон.

-Как может называться сказочная страна, где живут лимоны ? ( Лимония, Лимонландия,  Соединенные штаты Лимонов, Лимоностан)

-А как называются ее жители?( лимончане, лимонцы, лимоняне)

Пусть дети помогут вам в этом разобраться.

Попробуйте провести такую игру: (мы сами сейчас проведем эксперимент)

Возьмите в руки игрушку, которая вам нравится, а потом попытайтесь объяснить, что в этой игрушке вас особенно привлекает.( например большая, маленькая, мягкая или твердая яркая, красивая, добрая, страшная, говорящая, двигающаяся, поющая и т.д.)

   Такие игры можно провести и в помещении, и на прогулке. Предметов для сравнения и определения по признакам вокруг множество. Занятия обогатят речь детей и разовьют наблюдательность, помогут им научиться выражать свои чувства.

  Еще один пример несложного занятия для детей от трех лет и старше. Называется эта игра «королевский бутерброд», она помогает собрать внимание детей, увеличивает запас активных слов, используемых в речи, и укрепляет память.  Начинаем делать «бутерброд». Сначала берем кусочек хлеба, затем каждый ребенок поочередно кладет на него что-либо съедобное.

Желательно, чтобы дети сидели кругом на ковре или на стульях. Повторять продукты нельзя, при необходимости первое время педагог подсказывает детям составляющие «бутерброда». Когда круг завершится, педагог или «помощник» «съедает» бутерброд и начинается веселая часть игры: все вспоминают, что попало в живот к помощнику. Возникает огромное количество вариантов проведения игры. Если дети маленькие, им достаточно просто вспомнить в любом порядке, что же было съедено. Детям постарше задание можно усложнить: называть продукты в прямом или обратном порядке их появления на бутерброд. Можно указать отдельно овощи, мясные и молочные продукты, зелень, соусы, если есть при проведении данной игры развивается память, внимание, обогащаются знания окружающей среды, вкусовые ассоциации, цветовые характеристики предметов. Проведение игры и различные варианты ее проведения зависят от вашей фантазии, которая, кстати, является обязательной составляющей «творческой личности»

Тренировка фантазии

  Для развития фантазии педагогу полезно вначале освоить некоторые условия возникновения  и проведения игры.

   Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать, как ее организовать и на чем построить.

    Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй у вас возникли?

Попробуем вместе: зачитать два варианта, педагоги пусть пофантазируют.

·         Карандаш потерял своих друзей другого цвета;

·         Карандаш не хочет рисовать «каляки - маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;

·         Карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;

·         Карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;

·         Карандаш мечтает превратится волшебную палочку, но боится, вдруг не получиться, и ждет помощи от ребят.  

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Первая тема: поиски друзей-карандашей. Возникает несколько вариантов:

·         Можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;

·         Можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это могут быть страны разных предметов, фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб и т.д.

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего- навсего необходимо творчески подойти к решению, которое может возникнуть в той или иной ситуации. Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

Чтобы поддерживать себя в»творческом тонусе», полезно иногда устраивать подобные импровизации. Если опыта еще недостаточно, лучше заранее готовить каждое занятие и необходимый материал и пособия к нему.                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: detsad2
Просмотров: 1188 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: